Версия для слабовидящих
|
||
Главная
->
Сведения об образовательной организации
->
Организация питания
Организация питания в ДОУОтсутствие предписаний надзорных органов по организации питания в ДОУ По итогам 2022 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ. Наличие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов Отсутствуют штрафные санкции по итогам проверок надзорных органов по организации питания в ДОУ. Результаты исполнения предписаний По итогам 2022 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ. Отсутствие жалоб со стороны родителей на организацию питания в ДОУ Отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей на организацию питания в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 52 города Пензы «Полянка». Наличие документации по организации питания При организации питания детей в ДОУ важно правильно оформлять и вести необходимую документацию. Кроме того, учреждение своевременно контролирует изменения в законодательстве и поддерживает картотеку документов в актуальном состоянии. Перечень документов по питанию, обязательных для ведения в детском саду, представлен ниже. Документация по организации питания у заведующего детского сада: Внутренняя документация, определяющая функции, обязанность и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции):
Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (карты контроля):
Документация по организации питания на пищеблоке детского сада:
Документация по организации питания у экономиста детского сада:
Документация по организации питания у начальника хозяйственного отдела детского сада: Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:
Договора на поставку продуктов питания Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и других материалов, контактирующих с пищей:
Документация по организации питания у кладовщика детского сада:
Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты:
Сертификаты качества продуктов Документация по организации питания у медицинской сестры детского сада:
Наличие технологических карт В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Технологическая карта включает в себя следующую информацию: рецептура (раскладка продуктов); пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы); технологическая карта приготовления блюда в ДОУ (технология приготовления блюда, органолептическая оценка (оценка качества) блюда). Один экземпляр картотеки находится у экономиста, другой на пищеблоке. Технологические карты разработаны с использованием сборника технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных организаций и детских оздоровительных учреждений (г. Пермь). Данный сборник рекомендован для питания детей дошкольного возраста Уральским региональным центром питания. Наличие помещений пищеблока в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 В рамках программы «Расходы на приведение зданий, сооружений, территорий и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями и нормами» в МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка» в августе 2014 года был сделан ремонт пищеблока. Были проведены работы по замене кафельной плитки и дверных блоков в цехах. Из бюджета города Пензы выделены средства в размере более 175 тыс. руб. Обновленный пищеблок состоит следующего набора помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех (мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей), кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей. Обновленный пищеблок состоит следующего набора помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов. Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов СанПин 2.4.1.3049-13 При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение (жарка не допускается). Меню ежедневно размещается для ознакомления родителей на групповых стендах. В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона, сформировать у детей навыки здорового питания, правильных вкусовых предпочтений. В целях профилактики гиповитаминозов у детей круглогодично проводится искусственная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов Санитарное состояние пищеблока, кладовых ДОУ Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке ДОУ регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря. Медицинская сестра строго отслеживает соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках; проводит ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, следит за соблюдением личной гигиены сотрудниками пищеблока. Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке. На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.). Создание безопасных условий и гигиенической обстановки при подготовке и во время приема пищи Процесс приема пищи детей происходит по группам, где на специально отведенной территории установлены столы и стулья. Помощники воспитателя получают блюда на раздаче, на кухне и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда в определенное время с разницей в 3-5 минут. Кухня (пищеблок) находится в помещении ДОУ на первом этаже. Обязательным условием проведения процесса питания является подготовка помещения: чистое, проветренное помещение; правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей (столы и стулья соответствуют росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами). Воспитатели следят за тем, чтобы за столом не было тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом. В каждой группе разработаны оптимальные схемы посадки воспитанников с учетом роста, дружеских симпатий, возможностью мотивации детей со слабым аппетитом. Воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи Важным фактором обеспечения благоприятных условий приема пищи является подача пищи и постепенная смена блюд. Смену блюд мы производим после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. В процессе еды воспитатели следят, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости, воспитатель, не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает правильные способы обращения со столовыми приборами. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания — о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, являются предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми в совместной образовательной деятельности. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. В группах младшего возраста, с культурно- гигиеническими навыками, культурой еды, воспитанники знакомятся в процессе игры с любимой игрушкой ( «Кукла Катя обедает»). Действуя с куклой, воспитатель обучает элементарным, но важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, в старших группах — ножом), контролировать свой внешний вид во время еды, а пользоваться по мере необходимости салфеткой. В старших группах воспитанники изучают правила общепринятого этикета: учатся вести себя в общественных местах (в кафе, ресторанах, гостях) закрепляются эти правила в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Семья», «В гостях», «День рождение друга (подруги)», а также на досугах и праздниках. Данный вид деятельности считаем актуальным и продуктивным, отвечающим современным запросам родителей. Соблюдение требований сервировки с учетом возраста детей. Эстетика сервировки Каждая группа обеспечена необходимой посудой и приборами в соответствии с возрастом и количеством детей: устойчивые чашки с блюдцами (бокалы), небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные и столовые, плоские вилки, неострые ножи. Столы накрываются скатертью или моющейся индивидуальной салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола. Дети активно принимают участие в дежурстве. Дежурство — «традиционная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Дежурства помогают решить вопросы нравственно — этического воспитания детей. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми. Благодаря дежурству в детях воспитываем ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду. Для детей младшего возраста, с учетом их возможностей, дежурство носит характер поручений, которые предлагает взрослый. Ребенок раскладывает на столе ложки, ставит салфетницы, хлебницы. В старшем возрасте дети самостоятельно накрывают столы. Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство». Расположены они так, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания В режимных процессах у детей мы формируем навыки личной и общественной гигиены, соблюдения общепринятых норм, этикета. Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяем взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью мы создаем условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков и пользования столовыми приборами происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка. Обстановка в группе во время еды — спокойная обстановка. Воспитатели обладают умением преподнести блюдо (нелюбимое, новое), обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, еѐ внешний вид (вид, вкус, запах, полезность). Осуществление административного контроля Административный контроль организации и качества питания осуществляется заведующим, заместителем заведующего, медицинской сестрой, в рамках полномочий, согласно утвержденному плану контроля, или в соответствии с приказом заведующего ДОУ. Для осуществления некоторых видов контроля организованы специальные комиссии, состав и полномочия которых определяются и утверждаются приказом заведующего ДОУ. К участию в работе комиссий, в качестве наблюдателей, привлекаются члены Совета ДОУ, родительского комитета и Педагогического совета. Основаниями для проведения контроля являются: план-график; приказ по ДОУ; обращение родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ по поводу нарушения. Контроль осуществляется с использованием следующих методов: изучение документации; обследование объекта; наблюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; беседа с персоналом; ревизия; инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии утвержденным заведующим ДОУ планом-графиком на учебный год. Нормирование и тематика контроля находятся в компетенции заведующего ДОУ. Оперативные проверки проводятся с целью получения информации о ходе и результатах организации питания в ДОУ. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения предложений и замечаний, которые сделаны проверяющим в ходе изучения вопроса проверяющим. Таким образом, в МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка» при проверке питания контролируется:
Осуществление родительского контроля Для осуществления контроля организации питания ежегодно создается общественная комиссия в состав которой входят родители (законные представители) воспитанников МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка». Содержание и порядок проведения контрольной деятельности членами комиссии определяет «Положение об общественном контроле организации питания МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка»». Общественная комиссия осуществляет свою деятельность в виде плановых и оперативных проверок Плановая – комплексная проверка организации питания в соответствии с утвержденным на календарный год планом – графиком. Оперативная – проверка проводимая для установления факта нарушения или урегулирования конфликтной ситуации. Результаты контрольной деятельности общественной комиссии оформляются в виде справки по итогам проведения общественного контроля для анализа выявленных нарушений, принятие мер по их предупреждению и принятия управленческих решений по улучшению организации питания в МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка». Наличие информационных стендов В МБДОУ № 52 г. Пензы «Полянка» имеются информационные стенды по организации питания в детском саду. Информация на стендах актуальная, сменяемая и соответствует предъявляемым требованиям. Стенды расположены рядом с пищеблоком, в холле 2 этажа, а также в каждой группе (ежедневное меню) Наличие информации на сайте ДОУ На официальном сайте учреждения имеется странички по организации питания в детском саду: В сети Интернет представлена информация об организации питания в детском саду; сертификаты качества поставляемых продуктов питания; информация об объеме и требования к качеству поставляемого товара; цены поставщиков продуктов питания в учреждении на соответствующий квартал. Взаимодействие с семьями воспитанников по организации здорового питания Для обеспечения преемственности питания родители могут ежедневно получать информацию об ассортименте блюд. Для родителей вывешивается меню с указанием объемов порций. Это позволяет родителям не планировать дома приготовление тех блюд, которые ребенок получал в ДОУ, а также своевременно информировать сотрудников детского сада о пищевой аллергии или непереносимости продуктов, чтобы произвести соответствующую замену. На информационных стендах и на сайте учреждения родители могут ознакомиться с системой организации детского питания в учреждении, советами в оформлении блюд для детей, получить советы по организации питания для малышей, будущих воспитанников детского сада. В ходе сотрудничества с семьями воспитанников были проведены следующие мероприятия:
Представление опыта работы по организации питания в ДОУ на мероприятиях разного уровня Также в рамках Всероссийского вебинара Программного центра «Помощь образованию» по вопросам организации питания детей в дошкольных образовательных организациях по требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и ХАССП сотрудниками учреждения (бухгалтер и экономист) прослушан курс лекций по темам:
************************************************ |
|
|
г.Пенза |
Sarah is my favorite wallet! I have Pomme Vernis but am eyeing the white MC with orange lining! So fresh and pretty
,Lovely!
.